Монастырь Ахпат в Армении


Монастырь расположен на небольшом плато, окруженном ущельями. Основан в 976 году при Ашоте III Милостивом. В основании монастыря значительную роль сыграла царица Хосровануш. В X-XIII вв. был одним из центров духовной культуры Армении, крупным монастырским владением, имевшим обширные земельные угодья. Со 2-й пол. XII в. Ахпат становится духовно-религиозным центром Ташир-Дзорагетского (Лорийского) царства. Сюда из соседнего Санаина была перенесена усыпальница царского рода лорийских Багратидов - Кюрикидов. В 1081 г. в Ахпате был рукоположен в католикоса армянского епископ Анийский и Ширакский Барсег, что свидетельствует о всеармянском важном значении монастыря. С конца XI в. Ташир-Дзорагет, как и вся Армения, подвергается набегам турок-сельджуков, в 1105 г. монастыри Ахпат и Санаин были разграблены эмиром Кзылом, а в 1118 году царство пало.

Территория Ташир-Дзорагета была заваевна от сельджуков и присоединена к Грузии Давидом Строителем. Со 2-й пол. XII в. Ахпат принадлежал армянскому княжескому роду Арцруни, затем Захарянам[1]. В XV-XVII вв. влияние рода Закарянов ослабляется, отныне в монастыре пребывали владыки ("парон-теры"), совмещавшие княжескую а также духовную власть. На протяжении XVII-XVIII вв. по причине частых нападений лезгин предстоятели Ахпата вынуженно находились в Тифлисе. Во второй половине XVIII в. несколько лет в монастыре жил знаменитый поэт Саят-Нова. В позднее средневековье уделы Армянской Церкви на территории Грузии, Имеретии, Абхазии, Борчалу и Касаха, кроме Санаинского подчинялись архиепископу Ахпата.

В 1822-1826 гг. из-за обострения русско-иранских отношений из Эчмиадзина в Ахпат переехал Католикос Епрем I. После присоединения Восточной Армении к России монастырь стал духовным центром Сомхита (Борчалу) и Касаха с обширными угодьями, деревнями и т.д.. В начале XX столетия Ахпат опустел лишаясь большей части своих владений. Вновь открыт при католикосе Вазгене I, в настоящее время является действующим монастырём.

Комплекс монастыря

Церковь Сурб Ншан (Св. Знамения, 972-991, 1016) с притвором (1185, 1209), древнейшая сохранившаяся постройка монастыря, основана царицей Хосровануш, женой царя Ашота III Багратуни. Считается, что руководителем строительства церкви Сурб Ншан был архитектор Трдат. Интерьер храма представляет собой величественный купольный зал. Сохранились фрагменты росписи начала XIII в. в алтаре, росписи содержат армянские и грузинские надписи. На восточном фасаде помещено скульптурное изображение сыновей Ашота - Смбата и Кюрике (Гургена), держащих в руках модель храма. Головной убор Кюрике похож на митру, а чалма Смбата, является арабской регалией, показывающей его право на трон. В 1313 г. была создана по указанию видного политического деятеля, парона Садуна роспись северной стены. Тогда же на южной стене был исполнен портрет сына Садуна Хутлубуги. В преддверии церкви Сурб Ншан находится жаматун (притвор), построенный в 1185 г. и служивший усыпальницей Кюрикянов[8]. В 1223 г. монастырский комплекс Ахпата по приказу Иванэ Захаряна был обнесён крепостными стенами с башнями. В него вошли:

- церковь Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя), построенная в 1005 г. и затем перестроенная в 1211 году,

- небольшая купольная церковь Сурб Аствацацин или Хатунашен, построенная в 1025 г., гавит Амазаспа (1257) - просторный зал с 4 колоннами, самый большой среди подобных в Армении,

- усыпальница рода Уканянц с часовнями, увенчанными хачкарами, среди которых по исполнению выделяется Аменапркич (Всеспаситель, 1273),

- книгохранилище (середины XI века, затем перестроенное в 1258-1262 годах), трапезная (сер. XIII в.).

Отдельно стоящая трехъярусная колокольня (1245) с семигранной ротондой-звонницей послужила образцом для поздних колоколен, например в Карсе.

В XI-XV вв. широкую известность в Армении приобрели скрипторий и школа, основанные в Ахпате в X в. первым настоятелем монастыря - известным переписчиком вардапетом Симеоном. Выдающиеся деятели армянской науки и культуры Ованнес Саркаваг (Имастасер), Самуел Анеци, Еремия Андзревик, Давид Кобайреци, Ованес Ерзнкаци и др. преподавали здесь грамматику, риторику, философию, богословие, музыку и проч.

В монастыре рукописи не только создавались, но и реставрировались, велась текстологическая работа, в частности исследовались Псалмы и "Огласительные и тайноводственные поучения" Кирилла I Иерусалимского. Ахпат славился своей школой миниатюристов, здесь был создан знаменитый памятник миниатюры "Ахпатское евангелие" (1211 г.).

В XI в. при монастыре возле ц. Сурб Ншан была построена библиотека, ставшая богатейшим собранием армянских средневековых рукописей, позже в целях большей сохранности они были перенесены в близлежащие пещеры, где были устроены читальни. В Ахпате хранилось знаменитое Мугнийское Евангелие (в настоящее время в Матенадаране). Среди утраченных рукописей особую ценность представлял "Котук" (предания монастыря Ахпат), упоминается список Библии 951 г. В 1931 г. из Ахпата в Ереван было привезено лишь 12 манускриптов, прочие считаются утраченными.

За оградой монастыря - небольшая часовня тринадцатого века, великолепно архитектурно оформленный родник (XIII в.). Памятники Ахпата отличают компактность, суровая строгость форм, изящество немногочисленных декоративных деталей, остроумие решений пространства и конструкций.
Монастырь Ахпат в Армении
Монастырь Ахпат в Армении
Монастырь Ахпат в Армении
Монастырь Ахпат в Армении
Монастырь Ахпат в Армении
Монастырь Ахпат в Армении
Монастырь Ахпат в Армении
Монастырь Ахпат в Армении
Монастырь Ахпат в Армении
Монастырь Ахпат в Армении
Мне нравится
97
Загрузка...
6 комментариев
Лея
2013-12-07 19:00:46
По-моему, здания не просто сурово-строгие. Среди такой природы в них чувствуется что-то магическое.Спасибо!
liklikk
2013-12-07 20:34:49
Подлинная история! Спасибо за информацию!
ОК
2013-12-09 13:16:00
cпасибо!
billy
2014-02-17 14:26:27
ok
людмила
2016-07-20 10:14:50
богатейшая история у этого монастыря!и сам он такой поразительно древний и красивый, на него стоит посмотреть своими глазами
Виктор
2022-10-06 14:38:38

Спасибо !